«Уголок потребителя»: как бизнесу не стать жертвой мошенников
Томские предприниматели жалуются на звонки псевдо-сотрудников Роспотребнадзора, которые под предлогом внеплановой проверки предлагают приобрести у них материалы, обязательные к размещению в «уголке потребителя».
По закону, ведомства не имеют права распространять печатную или какую-либо иную продукцию на коммерческой основе. Если вам поступил звонок с подобным предложением, это мошенничество.
Стоимость предлагаемого мошенниками «пакета документов», по словам предпринимателей, составляет от 2 000 рублей. Для сравнения, стоимость «жалобной книги» в книжных магазинах Томска составляет в среднем 100 рублей. Все остальные документы предприниматель может просто распечатать.
Полный перечень необходимых документов в актуальной редакции со ссылками для скачивания приведен ниже.
Какому бизнесу необходим «уголок потребителя»?
Предприятиям, которые непосредственно взаимодействует с потребителями (физическими лицами): изготавливают, продают продукцию, оказывают услуги. Например, кафе, кондитерские, ателье, парикмахерские, продуктовые и непродуктовые магазины. Также «уголок» необходим при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
Создавать «уголок потребителя» не требуется при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (исполнителя) при ее наличии.
Каким он должен быть?
Понятие «уголок потребителя» в действующем законодательстве отсутствует. Однако ряд нормативных правовых актов, в первую очередь — Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», предусматривает доведение до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации.
То есть, форму, размер и цвет «уголка» собственник бизнеса выбирает на свое усмотрение. Важно одно: «уголок» должен размещаться в зоне доступа потребителей и на нем должна умещаться вся предусмотренная законом информация.
Что обязательно должно быть в «уголке потребителя»?
1.Информация о продавце (исполнителе):
1.1. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
1.2. Копия свидетельства о присвоении ИНН.
1.3. Копия лицензии (в случае, если продавец (исполнитель) осуществляет лицензируемый вид деятельности).
1.4. Копия свидетельства о государственной аккредитации (в случае, если осуществляемая исполнителем деятельность подлежит государственной аккредитации).
2. Некоторые из нормативных актов в сфере защиты прав потребителей (в зависимости от сферы деятельности*):
2.1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». По состоянию на февраль 2019 года последние изменения в указанный закон были внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 250-ФЗ) СКАЧАТЬ >>
2.2. Правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг (выполнение работ), в числе которых могут быть:
• правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 СКАЧАТЬ >>
• правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 СКАЧАТЬ >>
• правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 СКАЧАТЬ >>
2.3. Правила оказания бытовых услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025 СКАЧАТЬ >>
2.4. Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 СКАЧАТЬ >>
* Если вы сомневаетесь в том, какие документы обязательны для вашего вида деятельности, вы можете проконсультироваться в Роспотребнадзоре: тел. 60-98-68 или у Уполномоченного по защите прав предпринимателей: тел. 909-683.
3. Иные документы
3.1. Книга жалоб (отзывов) и предложений. Инструкция о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания утверждена Приказом Минторга РСФСР от 28.09.1973 № 346. Книга жалоб (отзывов) и предложений должна быть прошита и пронумерована. Выставлять на стенде ее не обязательно, но если она хранится у продавца или приемщика, то это должно быть написано в уголке потребителя. Книга выдается по первому требованию любому желающему.
3.2. Информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (о территориальном органе Роспотребнадзора).
Управление Роспотребнадзора по Томской области Адрес: 634021, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, 103а. Тел. приемной: 8 (3822) 26-03-90 Время работы: ПН, ВТ, СР, ЧТ с 8-30 до 17-30 ПТ с 8-30 до 16-15 Выходной — СБ, ВС Обед с 13-00 до 13-45 Электронная почта: ufs@70.rospotrebnadzor.ru Отдел защиты прав потребителей: 8 (3822) 60-98-68 |
3.3. Правила пожарной безопасности и план эвакуации в случае пожара. Их можно оформлять отдельным стендом, но рекомендуется объединять с уголком потребителя.
Что грозит за отсутствие «уголка потребителя»?
Отсутствие «уголка потребителя» или обязательной информации является основанием для привлечения к административной ответственности (ст. ст. 14.5, 14.8, 14.15 КоАП РФ).
Санкции: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей; на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 тысяч рублей.
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 1 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 30 000 рублей.
А что на счет проверки?
Найти себя в графике плановых проверок можно здесь:
► на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации: genproc.gov.ru,
► на сайте прокуратуры Томской области: prokuratura.tomsk.gov.ru,
► в Едином реестре проверок: proverki.gov.ru,
► на сайте Управления Роспотребнадзора по Томской области: 70.rospotrebnadzor.ru
Все о проверках и о том, как их пройти >>