Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Главная Актуальные темы Маркировка товаров

Маркировка товаров

Опубликовано:

 

С 1 января 2019 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 28.04.18 № 792-р, согласно которому ряд товаров подлежит обязательной маркировке.

На каждую единицу продукции будет наноситься цифровой штрих-код, как на каждую бутылку алкоголя при внедрении ЕГАИС. Цель введения нового вида маркировки та же — снижение оборота контрафактной продукции в России.

Для реализации проекта создана национальная система маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак», оператором которой является «Центр развития перспективных технологий».

ЭТАПЫ МАРКИРОВКИ в 2021-2023 годах

• Легкая промышленность
С 1 января 2021 запрещена продажа немаркированных товаров.
До 1 февраля 2021 необходимо промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021.

• Шины
До 1 февраля 2021 необходимо промаркировать остатки.
С 1 марта 2021 нельзя хранить немаркированные шины.

• Духи и парфюмерная вода
До 30 сентября 2021 можно будет реализовать немаркированные остатки.
С 1 октября 2021 немаркированный парфюм продавать нельзя.
До 31 октября 2021 необходимо промаркировать остатки, ввезенные в РФ до 1 октября 2020.

• Молоко и молочная продукция
20 января 2021 года стартовала обязательная маркировка молока и молочной продукции.
С 1 июня 2021 маркировка станет обязательной для категорий «мороженое» и «сыры».
С 1 сентября 2021 — для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней.
С 1 декабря 2021 — для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней, появится обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы.
С 1 сентября 2022 будет введен объемно-артикульный учет для оптового и розничного звена.
С 1 сентября 2022 — для всех участников оборота.
С 1 декабря 2022 — маркировка станет обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.
С 1 декабря 2023 — поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.
С 1 декабря 2023 — для продукции со сроками хранения более 40 дней.

Уже прошли все этапы маркировки: лекарства, табак, меховые изделия, обувь, фотокамеры и вспышки.

Впереди — эксперимент по маркировке кресел-каталок, упакованной воды, велосипедов, никотиносодержащей жидкости.

 

Ранее:

Меховые изделия

В 2016 году была запущена обязательная маркировка меховых изделий. За один год доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз.

Лекарственные средства

С 1 февраля 2017 года на территории РФ начался эксперимент по маркировке лекарственных препаратов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № 62. Цель внедрения маркировки — противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции.

Табачная продукция

В январе 2018 года в России запущен эксперимент по маркировке табачной продукции. Табачная продукция маркируется в потребительской и групповой упаковках, также может маркироваться транспортная упаковка. В эксперименте участвуют все крупные производители табачной продукции – Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие, торговые сети и дистрибьюторы, а также разработчики ПО. Всего в системе зарегистрировано 75 участников. На первом этапе эксперимента доработано кассовое программное обеспечение компаниями «Дримкас», «Атол», СКБ Контур, «Штрих-М». Разработчиками систем электронного документооборота (компании «Такском», «Корус Консалтинг СНГ», «Контур») доработаны программные средства, применяемые для обмена первичными документами в электронном виде.

Для потребителей: приложение «Честный знак»

Мобильное приложение позволяет проверить подлинность товара, не отходя от кассы. В случае обнаружения контрафакта потребитель также через приложение может обратиться с жалобой.

Для iOS

Для Android


Data Matrix код

На каждой упаковке товара будет размещаться специальный цифровой Data Matrix код. Он делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует оператор с помощью отечественных технологий криптографии.
За счет фиксации движения на каждом этапе в системе «Честный знак» исключается появление двойников товара и возможность повторного вывода на рынок товаров, в том числе с истекшим сроком годности.

 

Иллюстрация: https://lekoboz.ru/news/tsrpt-predstavila-razrabotannuyu-sistemu-markirovki

 

Частые вопросы

Какова цель внедрения системы маркировки «Честный знак»?

Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%. В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7% против 4,6% годом ранее, следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS.
В декабре 2017 г. Президент РФ В.В. Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров.
Ожидается, что благодаря внедрению системы маркировки легальный бизнес получит защиту от контрафакта, а его честное имя на рынке будет ограждено от репутационных потерь, связанных с некачественной продукцией, реализуемой под его брендом.

Как будет работать система?

Производитель наносит цифровой код на товар. Система фиксирует весь путь товара по логистической цепи. В магазине его просканируют дважды: перед тем, как разместить на полке, и на кассе. Благодаря встроенному в онлайн-кассу фискальному накопителю и постоянной связи с системой «Честный знак» нелегальный товар не будет продан. Также происхождение товаров может проверить каждый человек, у которого на смартфоне установлено мобильное приложение «Честный знак».

Почему код нельзя подделать?

Цифровой код, в отличии от обычной бумажной марки, сложно подделать. Данные о товаре невозможно удалить из системы или скорректировать благодаря отечественным криптотехнологиям. Код маркировки делится на две части: код идентификации, который определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров, и код проверки или крипто-хвост, который генерирует ЦРПТ.

При выводе товара из оборота его легальность подтверждается на онлайн-кассе с помощью фискального накопителя. Он синхронизирует данные системы маркировки и единого каталога и не позволяет продавцу продать контрафакт.

Серию уникальных кодов нельзя предсказать, а сам цифровой код не повторяется в течение 5 лет с момента выпуска товарной позиции.

Эффективна ли система маркировки?

За год пилотного эксперимента по маркировке лекарств в России было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей. Маркировка также позволила обнаружить факт вторичной продажи дорогостоящих препаратов, которые государство закупало для больниц по федеральной программе «7 нозологий».

Обязательная маркировка шуб, запущенная в 2016 году, доказала также свою эффективность: за год доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз.

Опыт других стран тоже демонстрирует позитивные эффекты от внедрения маркировки. Например, в Бразилии был снижен объем поддельных табачных изделий, закрыты 7 нелегальных заводов, а собираемость налогов в табачном сегменте выросла с 2008 по 2010 гг на 40%.