Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Главная Актуальные темы ЕГАИС: учет производства и оборота алкоголя

ЕГАИС: учет производства и оборота алкоголя

Опубликовано:

 

 

С октября 2015 в России введена система ЕГАИС.

ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С 1 октября 2015 к ЕГАИС должны были подключиться производители пива, сидра, медовухи и пуаре для отражения объемов производства и оборота. С 1 января 2016 — организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции, и ИП, осуществляющие закупку пива, — для отражения факта закупки. А с 1 июля 2016 за факт продажи начнет отчитываться городская розница, с 1 июля 2017 — розница в сельских поселениях.

В Томской области 7 населенных пунктов освобождены от подключения к ЕГАИС: п. Рогалево, п. Таванга (г. о. Кедровый), д. Кижирово, д. Семиозерки, д. Чернильщиково (ЗАТО Северск), д. Север (Колпашевское) и д. Полуденовка (Белоярское городское поселение).

По данным Росалкогольрегулирования, Томская область практически на 100% подключена к ЕГАИС. В связи с этим прием вопросов в Штаб при Уполномоченном завершен.

Для справок: Дежурная служба ЕГАИС при ФС РАР в Москве: 8 (499) 250-03-73, «горячая линия» в Новосибирске: 8 (383) 231-12-70, также вы можете обращаться за консультацией к специалистам, перечисленным на этой странице ниже.

 

20 апреля 2016 года ФС Росалкогольрегулирование опубликовало информационное сообщение о методологии ведения остатков продукции для розницы в ЕГАИС. Подробнее с методологией ведения остатков можно ознакомиться по ссылке >>

 

Ответы на вопросы томского бизнеса о работе в ЕГАИС

Все вопросы приведены в редакции их авторов.

ВОПРОС
Чем грозит отсутствие подключения к ЕГАИС?

ОТВЕТ

Тем же, чем и продажа алкоголя без лицензии и сопроводительных документов. Юридическому лицу придется заплатить штраф от 150 000 до 200 000 рублей. Физическое лицо (руководитель компании) будет оштрафован на сумму до 15 000 рублей.

 ______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Правильно ли я понимаю, что срок подключения к ЕГАИС отложили до 20 апреля 2016 года?

ОТВЕТ

Нет. До 20 апреля действует «мораторий» на штрафы. Но это не значит, что предприниматели могут «отдыхать». В данный период необходимо успеть устранить все неполадки в работе системы: если предприниматель не успеет отчитаться вовремя или допустит ошибку «в тестовом режиме», до 20 апреля его не будут штрафовать.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Нужно ли отражать в ЕГАИС складские остатки?

ОТВЕТ

1) Да, если вы оптовик. Оптовик обязан поставить весь алкоголь, который он собирается продать, на остатки в системе ЕГАИС. Вы можете делать это поэтапно. После занесения остатков в систему с этих данных и будут формироваться товарно-транспортные накладные (ТТН). После того, как ваш покупатель осуществил приемку партии, по этим ТТН и алкоголь в указанном количестве спишется с ваших остатков.
2) Нет, если вы розничный продавец. К рознице и общепиту нет требований о занесении складских остатков в ЕГАИС. Единственное требование — весь алкоголь, который у вас хранится, должен быть легальным. Если на вашем складе хранится продукция, которую вы закупили еще год или два года назад, вам необходимо просканировать ее на легальность. Для этого нужно зайти в ваш личный кабинет на сайте Росалкогольрегулирования. Если продукция легальная, вы перемещаете ее в продажи, если нет — вам необходимо каким-либо образом от нее избавиться: вернуть поставщику или списать.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Можно ли организовать подключение к ЕГАИС на компьютере бухгалтера или другого работника?

ОТВЕТ

Нет. Для работы в ЕГАИС вам необходим выделенный компьютер, и для этого может подойти даже самый дешевый нетбук. Во-первых, одновременное соединение с интернетом вашего программного обеспечения для работы в ЕГАИС и, например, клиент-банка, в котором работает ваш бухгалтер, автоматически блокирует работу обеих этих программ. Во-вторых, компьютер должен быть заблокирован от постороннего доступа других работников, пусть даже им всего лишь нужно воспользоваться электронной почтой.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Когда поставщик приезжает, но в поставке есть разногласия (по количеству или сумме). С составлением акта разногласий в ПО проблем не возникает, но поставщики ссылаясь на ЕГАИС говорят что никаких исправлений принимать не собираются. Предлагает или брать так или они увозят весь алкоголь, мотивируя это тем что «ЕГАИС не позволяет вносить изменений». Как общаться с такими поставщиками?

ОТВЕТ

При работе в системе ЕГАИС проблем с отображением разногласий по количеству или сумме товара нет. В данной ситуации принимать или отказаться от товара — решает получатель. Вопросы цены вы решаете с вашим поставщиком в индивидуальном порядке — это сфера партнерских отношений, система ЕГАИС их не регулирует.
1) Если количество продукции, поставленной по факту, меньше, чем указано в товарно-транспортной накладной (ТТН), но вы готовы принять продукцию. В этом случае вам необходимо составить «Акт расхождения» (пункт 1.9.3 Технической документации к универсальному транспортному модулю). В нем вы указываете только фактически поставленное количество продукции. В свою очередь поставщику продукции необходимо подтвердить этот «Акт расхождения».
2) Если количество продукции, поставленной по факту, больше, чем указано в товарно-транспортной накладной (ТТН), но вы готовы ее принять. Поставщик должен сформировать дополнительную ТТН.
3) Если сумма поставленной по факту продукции не соответствует указанной в ТТН, данная ТТН просто подтверждается без формирования каких-либо дополнительных документов. Система ЕГАИС не содержит информацию о цене и стоимости товара (Постановление РФ от 29 декабря 2015 г. №1459 «О функционирования ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», п. 6 «Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).
4) Если же во всех этих случаях вы решили отказаться от приемки товара, вам необходимо зарегистрировать отказ в системе ЕГАИС.
5) Если при приемке товара обнаружен пересорт, вам следует отказаться от приемки, а вашему поставщику — сформировать новую партию и создать новую ТТН.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Какие существуют печатные формы документов по ЕГАИС? Какие сопроводительные документы необходимо оформить в бумажном виде на месте приема, в особенности при наличии разногласий (например поставщик поставил не по оговоренной цене)?

ОТВЕТ

Все документы для отчетности в ЕГАИС — электронные.
Вместе с товаром вы получаете от поставщика следующий пакет документов: справки А и Б, ТТН, сертификаты и т.д. Товарно-транспортная накладная (ТТН) на момент приемки товара уже заведена в системе ЕГАИС. Если вы согласны принять товар, вы подписываете экземпляр ТТН поставщика, а затем в течение 3-х суток подтверждаете эту ТТН в системе ЕГАИС. Если вы по какой-либо причине не желаете принимать товар, вы не подписываете ТТН поставщика, но в системе ЕГАИС обязательно регистрируете отказ о принятии товара.
В случае, если количество поставленной по факту продукции меньше, чем количество, указанное в товарно-транспортной накладной (ТТН), но вы желаете принять продукцию, по данной ТТН вам необходимо сформировать в системе «Акт расхождения» (пункт 1.9.3 Технической документации к универсальному транспортному модулю), в котором указывает только фактически поставленное количество продукции. В свою очередь поставщику продукции необходимо подтвердить этот «Акт расхождения».
Оформление дополнительных сопроводительных документов в бумажном виде на месте приема алкоголя при наличии разногласий могут быть обусловлены лишь внутренним регламентом поставщика.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Необходим ли контроль (сканирование штрих кода и проверка) каждой бутылки при поступлении товара, какие тут могут возникнуть проблемы?

ОТВЕТ

Сканировать акцизные или федеральные специальные марки при получении продукции от поставщика закон не требует. Но в дальнейшем могут выявиться следующие проблемы.
1. Марка не читается 2D-сканером. Причины могут быть разными: некорректная печать марки производителем или импортером, повреждение марки при транспортировке. Реализовать такую бутылку в рознице легально будет невозможно (в системе общепита сканирование марок при продаже не предусмотрено вовсе).
2. Продукция оказалась контрафактной. Выявить контрафакт можно только с помощью личного кабинета, зарегистрировавшись на сайте ФС РАР, используя для сканирования марки 2D-сканер штрих-кода или терминал сбора данных.
Проверить целостность марок на каждой бутылке или просканировать каждую бутылку из партии на предмет легальности физически невозможно в силу трудо- и времязатратности этой процедуры. Поэтому специалисты рекомендуют при приемке товара выборочно проверить несколько бутылок из партии.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
В течении какого срока необходимо обработать поступившую ТТН от поставщика? Какой конечный статус у ТТН в ЕГАИС в течении какого срока он должен быть установлен у ТТН?

ОТВЕТ

Согласно приказу Росалкогольрегулирования от 03.12.2015 г. № 414 установлены следующие сроки фиксации данных в системе ЕГАИС:
• подтверждение приема ТТН от поставщика (акт подтверждения, разногласий или отказа) — в течение 3 дней для розницы в городских поселениях и в течение 7 дней для розницы в сельских поселениях;
• направление акта списания — не позднее следующего рабочего дня;
• направление акта постановки на баланс — по мере необходимости.
Конечный статус ТТН не регламентирован и в зависимости от вида вашей учетной программы может быть разным (например, «подтвержден», «закрыт»). Присваивается он после отправки данных в систему ЕГАИС.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Из за ошибки в первых версия поставляемого ПО (1С:УПП) получили ТТН с обрезанными полями номера и идентификатора, по этом при отправке ответа в ЕГАИС приходит ответ что такая ТТН в системе не найдена. После исправления ошибки ответы по новым ТТН идут нормально, но старые хранятся в базе с обрезанным номером. Как то их можно переполучить, или хотя бы узнать их полный номер, чтобы внести исправление в свою базу? Или как исправить ситуацию?

ОТВЕТ

В таком случае необходимо повторно запросить у поставщиков данные товарно-транспортные накладные. Только в этом случае вам удастся корректно отправить запрос о подтверждении в систему ЕГАИС.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Компания решила не продлевать лицензию в след. Году (действует до июля 2016 г.). Естественно не установили оборудование для ЕГАИС и не закупаем алкоголь , а распродаем остатки. Нужно ли вести журнал прихода и расхода и каким образом без программы? Ручкой на бумажке ?

ОТВЕТ

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации учет объемов розничной продажи алкогольной продукции в ЕГАИС не является обязательным до 1 июля 2016 года. Однако, согласно Приказу ФС РАР №164 от 19.06.2015 г., с 1 января 2016 года все торговые точки, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны вести «Журнал учета розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции». Этим же приказом утверждена форма и правила ведения данного журнала. Заполнение журнала осуществляется на каждой торговой точке ежедневно (не позднее следующего дня после факта продажи).
В вашем случае, если вы не закупаете алкоголь, а только продаете остатки, вы все равно обязаны подавать алкогольную декларацию в Росалкогольрегулирование (ФС РАР). Вы можете делать это на бумажном носителе (согласно утвержденной форме журнала) или в электронном виде (например, в программе Excel).

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Каким образом можно отличить контрафактный алкоголь рядовому покупателю. Подскажите где можно посмотреть такие признаки?

ОТВЕТ

Для покупателя. С 01.07.2016 г. все розничные точки при продаже маркированного алкоголя помимо кассового чека будут выдавать специальный слип-чек. На этот документ будет нанесен QR-код. Используя смартфон и специальное приложение для считывания QR-кодов, покупатель может тут же перейти по ссылке на ресурс, на котором размещена вся информация о данной бутылке: производитель или импортер, розничный продавец и др. Наличие этой информации подтверждает легальность данной продукции. Других способов для покупателя нет.
Для продавца. На сайте Росалкогольрегулирования создан сервис, позволяющий осуществлять проверку легальности продукции. Для этого необходимо войти в личный кабинет на сайте ФС РАР и просканировать марку 2D-сканером.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Какие сопроводительные документы необходимо оформить в бумажном виде на месте приема алкоголя при наличии разногласий?

ОТВЕТ

Все документы для отчетности в ЕГАИС — электронные.
1) Если количество продукции, поставленной по факту, меньше, чем указано в товарно-транспортной накладной (ТТН), но вы готовы принять продукцию. В этом случае вам необходимо составить «Акт расхождения» (пункт 1.9.3 Технической документации к универсальному транспортному модулю). В нем вы указываете только фактически поставленное количество продукции. В свою очередь поставщику продукции необходимо подтвердить этот «Акт расхождения».
2) Если количество продукции, поставленной по факту, больше, чем указано в товарно-транспортной накладной (ТТН), но вы готовы ее принять. Поставщик должен сформировать дополнительную ТТН.
3) Если сумма поставленной по факту продукции не соответствует указанной в ТТН, данная ТТН просто подтверждается без формирования каких-либо дополнительных документов. Система ЕГАИС не содержит информацию о цене и стоимости товара (Постановление РФ от 29 декабря 2015 г. №1459 «О функционирования ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», п. 6 «Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).
4) Если же во всех этих случаях вы решили отказаться от приемки товара, вам необходимо зарегистрировать отказ в системе ЕГАИС.
5) Если при приемке товара обнаружен пересорт, вам следует отказаться от приемки, а вашему поставщику — сформировать новую партию и создать новую ТТН.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Необходим ли (регламентирован ли) контроль (сканирование штрих кода и проверка) каждой бутылки при поступлении товара, какие тут могут возникнуть проблемы?

ОТВЕТ

Сканировать акцизные или федеральные специальные марки при получении продукции от поставщика закон не требует. Для подтверждения ТТН в системе ЕГАИС достаточно проверить партию по документам и подтвердить в программе приемку, товар будет оприходован. Но в дальнейшем могут выявиться следующие проблемы.
1. Марка не читается 2D-сканером. Причины могут быть разными: некорректная печать марки производителем или импортером, повреждение марки при транспортировке. Реализовать такую бутылку в рознице легально будет невозможно (в системе общепита сканирование марок при продаже не предусмотрено вовсе).
2. Продукция оказалась контрафактной. Выявить контрафакт можно только с помощью личного кабинета, зарегистрировавшись на сайте ФС РАР, используя для сканирования марки 2D-сканер штрих-кода или терминал сбора данных.
За факт продажи контрафактной продукции ответственность будет нести розничный продавец. Проверить целостность марок на каждой бутылке или просканировать каждую бутылку из партии на предмет легальности физически невозможно в силу трудо- и времязатратности этой процедуры. Поэтому специалисты рекомендуют при приемке товара выборочно проверить несколько бутылок из партии.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
В течении какого срока необходимо обработать поступившую ТТН от поставщика?

ОТВЕТ

Согласно приказу Росалкогольрегулирования от 03.12.2015 г. № 414 установлены следующие сроки фиксации данных в системе ЕГАИС:
• подтверждение приема ТТН от поставщика (акт подтверждения, разногласий или отказа) — в течение 3 дней для розницы в городских поселениях и в течение 7 дней для розницы в сельских поселениях;
• направление акта списания — не позднее следующего рабочего дня;
• направление акта постановки на баланс — по мере необходимости.
Конечный статус ТТН не регламентирован и в зависимости от вида вашей учетной программы может быть разным (например, «подтвержден», «закрыт»). Присваивается он после отправки данных в систему ЕГАИС.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Если предприниматель имеет две точки продажи алкоголя - а склад один, он может факт покупки фиксировать в одном месте, а потом развозить по магазинам?

ОТВЕТ

Такой вариант допустим, если Вы торгуете только пивом или слабоалкогольными напитками. Если же Вы являетесь лицензиатом на продажу алкогольной продукции, каждому Вашему магазину присваивается свой КПП с конкретным адресом. Соответственно, в каждом магазине должен быть установлен универсальный транспортный модуль (УТМ) со своим ключом с ЭЦП. Поэтому подтверждение ТТН (при приемке товара) нужно проводить через УТМ конкретного магазина, на который отгружается алкогольная продукция.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Каким образом будет устроена работа ЕГАИС по продаже, в случае продажи после 22.00 - автоматом будет прекращать продажу или нет? Время в системе выставлено будет автоматически? Или сами мы выставляем?

ОТВЕТ

Время устанавливается не в системе, а на ККТ (контрольно-кассовой технике). К 1 июля 2016 года розничные точки должны приобрести ККТ, соответствующие требованиям ЕГАИС. Такие ККТ и будут осуществлять контроль продажи алкогольной продукции в соответствии с временными рамками. После 22:00, при наличии в перечне товара алкогольной продукции, ККТ будет блокировать выдачу бумажного чека и отправку электронного чека в систему ЕГАИС.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Правильно я понимаю, что когда депутаты определят перечень населенных пунктов, где нет 3 тысячи человек и нет интернета и если моя деревня в этот список попадет, я не буду отчитываться по факту розничной продажи? А вот факт закупки у оптовика, который обязателен для всех с 01 января 2016года я тоже не буду подтверждать? Или все таки обязана буду подтверждать факт закупки алкоголя у оптовика, даже если в деревне нет интернета?

ОТВЕТ

Да, Вам не нужно будет отчитываться по факту розничной продажи алкоголя, если Ваш населенный пункт попадет в перечень населенных пунктов, освобожденных от передачи данных в ЕГАИС. Однако даже в этом случае необходимость подтверждать факт закупки остается. Согласно Федеральному закону №182-ФЗ от 29.06.2015 г., для фиксации приходных накладных с 01.01.2016 г. исключений не предусматривается ни для кого.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Если нам необходимо вернуть товар поставщику, в связи, например, с закрытием подразделения, то как это оформлять документально? При этом некоторая продукция была закуплена еще до введения системы ЕГАИС. Кто должен создавать возвратную ТТН в ЕГАИС? И надо ли создавать возвратную ТТН ЕГАИС на товар который был куплен еще до введения ЕГАИС.

ОТВЕТ

При возврате товара поставщику в случае закрытия подразделения Вам необходимо оформить возвратную ТТН. Подробное описание этой возможности есть в инструкции к универсальному транспортному модулю.
При возврате поставщику товара, приобретенного до 1 января 2016 года, товар обязательно ставится на баланс с помощью «Акта постановки на баланс» (он формируется в Вашей учетной программе). Только после того, как весь товар, находящийся у Вас в магазине, будет поставлен на баланс в системе ЕГАИС, Вам необходимо в Вашей учетной программе (например, 1С) создать электронную ТТН, в которой будет указан перечень товара на возврат (наименование и количество). Грузоотправителем в этом случае будет являться Ваша организация, грузополучателем — организация поставщика. Данная ТТН отправляется в ЕГАИС. Поставщик ее либо подтверждает, либо частично подтверждает, либо отклоняет.
Возвратную ТТН создает сторона, возвращающая товар. Возвратную ТТН на товар, приобретенный до введения ЕГАИС, создавать надо.
Рекомендуется дополнительно согласовать все действия с Вашим поставщиком.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Кем выдается программное обеспечение по ЕГАИС? Платное ли это программное обеспечение?

ОТВЕТ

Для работы в системе ЕГАИС требуется универсальный транспортный модуль (УТМ). Это бесплатное программное обеспечение, разработанное для передачи информации об обороте и розничной продаже алкогольной продукции от организаций оптовой и розничной торговли в базу данных ЕГАИС. Его необходимо скачать из Вашего личного кабинета после регистрации на сайте egais.ru.
УТМ устанавливается на персональный компьютер, расположенный по адресу осуществления деятельности организации, отдельно для каждого отдельного структурного подразделения оптовой торговли или точки розничной продажи. Передача и получение информации производится посредством ввода сформированных XML-файлов. Поскольку УТМ не имеет графического интерфейса, его необходимо интегрировать с используемой Вами товароучетной системой (например, 1С).
Кроме того, для работы в ЕГАИС необходимо получение электронной подписи и носителя, приобретение 2D-сканнера для отражения факта розничной продажи алкоголя (с 1 июля 2016 г. для розницы в городских поселениях и с 1 июля 2017 г. для розницы в сельских поселениях).
Услуги по подключению к ЕГАИС также оказывают компании, специализирующиеся в IT-сфере. Найти перечень таких компаний можно, используя поисковые системы. Цена на услуги по подключению к ЕГАИС различается в зависимости от сферы деятельности организации (оптовая или розничная торговля), формы собственности (ООО или ИП), а также от количества торговых точек.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Подскажите пожайлуста где можно установить и сколько стоит ЕГАИС

ОТВЕТ

Услуги по подключению к ЕГАИС оказывают компании, специализирующиеся в IT-сфере. Найти перечень таких компаний можно, используя поисковые системы. Выберите компанию, с которой Вы будете работать, и уточните цену.
Цена на услуги по подключению к ЕГАИС различается в зависимости от сферы деятельности организации (оптовая или розничная торговля), формы собственности (ООО или ИП), а также от количества торговых точек. Она включает в себя, к примеру, установку (или обновление) программного обеспечения, получение электронной подписи и носителя, приобретение 2D-сканнера для отражения факта розничной продажи алкоголя.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
В транспортном модуле ЕГАИС обнаружены накладные без соответствующих справок Б. Эти накладные не были загружены. Что нужно сделать для исправления ошибки.

ОТВЕТ

Данные накладные Вам необходимо переотправить через личный кабинет на сайте egais.ru в разделе «Переотправка накладных». Если после переотправки ТТН соответствующие справки Б также останутся не обнаружены, обратитесь к Вашему поставщику с просьбой переотправить Вам корректную ТТН.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
У меня такой вопрос у меня есть небольшой магазин в деревне 50км от города численость человек 200 нужно ли нам егаис

ОТВЕТ

Согласно Федеральному закону № 182-ФЗ от 29.06.2015 г., все организации должны отражать в ЕГАИС факт закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции. Таким образом все населенные пункты Томской области, в том числе и те, в которых проживает меньше 3 000 человек и нет точки доступа в интернет, должны были с 1 января 2016 г. подключиться к системе ЕГАИС для отражения факта закупки алкоголя у поставщика.
Обращаем ваше внимание, что алкоголь, закупленный до 1 января 2016 г., вносить в систему не нужно, НО:
1) весь алкоголь, закупленный в период с 1 января 2016 г. по 1 апреля 2016 г., необходимо внести в систему до 20 апреля 2016 г.;
2) что касается алкоголя, закупаемого после 1 апреля 2016 г., подтверждение приема товарно-транспортной накладной от поставщика (акт подтверждения, разногласий или отказа) необходимо осуществить в течение 3 дней для розницы в городских поселениях и в течение 7 дней для розницы в сельских поселениях.
Что касается п.1, в случае возникновения сбоев или ошибок в работе штрафные санкции не применяются до 20 апреля. Что касается п. 2, штрафные санкции действуют с 1 апреля 2016 г.
В случае невыполнения требований закона предпринимателю грозят те же штрафные санкции, что и при продаже алкоголя без лицензии и сопроводительных документов. Так, юридическому лицу придется заплатить от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб., физическое лицо (руководитель компании) будет оштрафован на сумму до 15 тыс. руб.
Таким образом, все магазины, осуществляющие закупку алкоголя, должны быть подключены к системе ЕГАИС и отражать факт закупки с 1 января 2016 г. Отражать факт розничной продажи алкоголя магазины в городских поселениях начнут с 1 июля 2016 г., в сельской местности – с 1 июля 2017 г.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Скажите пожалуйста, нужно ли сдавать декларации по пиву Ип, поселок Белый Яр. И как это делается?

ОТВЕТ

Да, нужно. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ индивидуальные предприниматели, которые осуществляют розничную реализацию пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, должны отчитываться перед ФС Росалкогольрегулирование.
По обороту пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи подается декларация по пиву, форма 12. Декларации подаются только в электронном виде (в виде XML-файла).
Подача деклараций осуществляется ежеквартально:
• за I квартал — до 20 апреля;
• за II квартал — до 20 июля;
• за III квартал — до 20 октября;
• за IV квартал — до 20 января.
За непредоставление декларации, несвоевременную ее подачу и (или) включение в нее заведомо искаженных сведений предусмотрена административная ответственность и лишение лицензии в судебном порядке (ст. 15.13 КоАП РФ, ст. 20 п. 3 Федерального закона № 171-ФЗ). Штраф для индивидуальных предпринимателей и физических лиц составляет от 5 000 до 10 000 рублей.
Сдача отчетности в Росалкогольрегулирование происходит в несколько этапов.
Шаг первый. Заполнить декларацию.
Необходимо собрать данные по декалитрам по Вашему приходу и реализации у Ваших поставщиков и заполнить декларацию по правилам, указанным в Приказе № 231 от 23.08.2012 г. с помощью специальной программы «Декларант Алко».
Шаг второй. Приобрести электронную подпись для сдачи деклараций (ЭП для ФСРАР).
Для подписания отправки деклараций необходимо наличие электронной подписи. Приобрести ее можно в удостоверяющем центре Вашего района. Для работы с электронной подписью нужна программа «КриптоПро CSP». Помимо настройки своей электронной подписи необходимо также настроить сертификаты субъекта РФ и ФСРАР.
Шаг третий. Подписать и зашифровать XML-файл декларации по пиву.
Декларации подписываются в специальных программах для подписания и шифрования: «Крипто АРМ», «Крипто Лайн».
Шаг четвертый. Сдать декларацию в Росалкогольрегулирование.
Для работы в личном кабинете ФСРАР необходимо установить плагин «КриптоПро браузер».

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Скажите какой может быть штраф за несвоевременное подтверждение поступления алкоголя в системе ЕГАИС?

ОТВЕТ

Специальной ответственности за нарушение срока подтверждения ТТН нет. ТТН можно перезапрашивать в ЕГАИС или у поставщика столько сколько нужно.
Однако существует ответственность за оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.
Статьей 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, запрещен.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171 ФЗ алкогольная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота без фиксации и передачи информации в ЕГАИС.
Нарушение порядка учета алкогольной продукции влечет административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.
Штраф за непредставление данных в ЕГАИС для юридических лиц составит от 150 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Для индивидуальных предпринимателей – до 15 тыс. руб.
Таким образом, если вы получили продукцию, не подтвердили это в ЕГАИС и реализовали ее, это квалифицируется как нарушение с соответствующими последствиями.
Рекомендуется не реализовывать продукцию, до подтверждения факта ее получения в ЕГАИС.
Кроме того, организации розничной торговли за указанные правонарушения будут лишаться лицензий в судебном порядке.
Следует также учесть, что организация не освобождается от ответственности за не отражение данных в ЕГАИС о закупке алкогольной продукции в I квартале 2016 года на том основании, что действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции прекращено или предприятие прекратило свою деятельность.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
В течение которого времени оптовик должен подтвердить ТТН от поставщика? В течение 3-х рабочих или календарных дней

ОТВЕТ
Отсчет времени идет в рабочих днях. Приказ РАР от 31.03.2016 № 77 уточнил сроки, в которые участники рынка должны фиксировать отгрузку и подтверждать прием продукции: контрольные органы считают сроки в рабочих днях.
Сроки подтверждения ТТН в системе ЕГАИС:
• для городских поселений — 3 рабочих дня,
• для сельских поселений — 7 рабочих дней.
Подтверждение отгрузки — 3 рабочих дня, подтверждение получения — 3 рабочих дня для городских и 7 рабочих дней для сельских поселений.
Для поставщика срок фиксации отгрузки по накладной составляет не более 3 рабочих дней с момента отгрузки.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
поставщик иногородний, документы выпущены 30 апреля в ЕГАИС Выгружены 2 мая, а товар пришел 5 мая , является ли это нарушением подтверждения прихода ТТН 5 мая если с 30 апреля прошло 5 дней? а подтверждать надо в течении 3х дней

ОТВЕТ

В Вашем случае нарушения нет. Отсчет времени идет в рабочих днях. Приказ РАР от 31.03.2016 № 77 уточнил сроки, в которые участники рынка должны фиксировать отгрузку и подтверждать прием продукции: контрольные органы считают сроки в рабочих днях.
Сроки подтверждения ТТН в системе ЕГАИС:
• для городских поселений — 3 рабочих дня,
• для сельских поселений — 7 рабочих дней.
Время товара в пути в расчет не принимается. Не имеет значения, сколько дней товар был в пути. Принципиально важно: какого числа была подписана бумажная накладная. С этого момента начинается отсчет времени, отведенного рознице Росалкогольрегулированием на подтверждение ТТН в ЕГАИС.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Нужно ли подключаться к ЕГАИС, если ООО ( на УСН) торгует только пивом?

ОТВЕТ

Нужно. Согласно Федеральному закону от 29.06.2015  № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», абсолютно все организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, пива и пивных напитков, должны подключиться к системе ЕГАИС. Независимо от формы собственности юридического лица и системы налогообложения.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Если магазин этого ООО во втором квартале 2016 г. не торговал, а остатки пива есть с 1 квартала 2016 г.? Нужно ли подавать декларацию по пиву в этом случае?

ОТВЕТ

Нужно. В данном случае остатки за I квартал 2016 года переносятся на II квартал, затем III, IV и т.д. До тех пор, пока Вы их не реализуете, либо не вернете поставщику, либо не спишите данный товар с остатков Вашей организации.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Как быть с украденным алкоголем? Как это оформить в ЕГАИС?

ОТВЕТ

По данному товару необходимо оформить «Акт списания». Поскольку невозможно установить ФСМ и АМ украденной алкогольной продукции, в причинах списания данной продукции необходимо указать «Хищение, злоупотребление материально ответственных лиц, ошибки учета, естественная убыль, утеря …», при этом поле ввода штрих-кода (марки) становится необязательным для заполнения. «Акт списания» можно формировать как с первого регистра, так и со второго. Перемещение алкогольной продукции делать не нужно.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Необходимо ли вводить остатки в ЕГАИС? Как подразумевается это проделывать?

ОТВЕТ

Остатки алкогольной продукции, пива и пивных напитков, закупка которых осуществляется с 1 января 2016 года, автоматически накапливаются на складе организации (первый регистр). И дополнительно ставить на баланс организации в системе ЕГАИС их не нужно. Если речь идет об алкогольной продукции, пиве и пивных напитках, поступивших на баланс организации до 1 января 2016 года, то:
• до 1 октября 2016 года – переходный период. Возможна работа без учета остатков, постановка на баланс данной продукции не обязательна;
• к 1 октября 2016 года документом «Акт постановки на баланс» необходимо поставить всю оставшуюся продукцию, приобретенную до 1 января 2016 года, на баланс второго регистра. Это удобнее, поскольку учет остатков по данному регистру ведется в разрезе наименований и алкокодов (Документ «Ведение остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС» с правками от 25.04.16).

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Возможно ли перемещение алкогольной продукции между торговыми точками, каким документом это оформляется в ЕГАИС?

ОТВЕТ

Да, возможно. При условии, что данные торговые точки оформлены как обособленные подразделения. У обособленных подразделений ИНН одинаковый, КПП разные, соответственно и FSRAR_ID в системе ЕГАИС будут присвоены разные. С помощью соответствующего документа «Перемещение». В данном случае важно помнить, что документ «Перемещение» возможно будет сформировать и провести его через УТМ только при условии, что товар, который необходимо переместить, числится на остатках в первом регистре (т.е. на складе организации, где учет остатков ведется в разрезе партий). Если товар числится на остатках торгового зала (второй регистр), то сначала необходимо сделать перемещение на первый регистр. А уже затем сформировать перемещение товара с одной торговой точки на другую.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Поставщик не подтверждает акт расхождений в ЕГАИС, документ болтается в режиме ожидания, чем грозит это покупателю? Какие меры предпринять?

ОТВЕТ

В данном случае покупателю это ничем не грозит, при условии, что акт расхождений был сформирован и отправлен в ЕГАИС в сроки, установленные Приказом Росалкогольрегулирования от 31.03.2016 № 77. Для того, чтобы данный акт не висел в режиме ожидания, необходимо обратиться к поставщику и попросить его подтвердить данный акт.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Как провести розничную реализацию алкогольной продукции, подтвержденной с 01.01.2016 и реализованной до 01.07.2016?

ОТВЕТ

По данному товару необходимо оформить «Акт списания». В причинах списания данного товара необходимо указать «Розничная реализация, не подлежащая фиксации в ЕГАИС». «Акт списания» можно формировать как с первого регистра, так и со второго. Перемещение товара делать не нужно.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Нужно ли вести реализацию АП в сельских поселениях и как? Актом списания? Каждый день? Не совсем понятно про Регистр 1 и Регистр 2: сначала формировать «акт передачи в торговый зал» по каждому поступлению, а из «торгового зала» формировать акт списания?

ОТВЕТ

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, обязаны отчитываться в системе ЕГАИС о факте реализации алкогольной продукции с 1 июля 2017 года. Учет реализации алкогольной продукции в сельских поселениях до 1 июля 2017 года осуществляется по средствам ведения «Журнала учета розничной продажи алкогольной продукции» (Приказ ФС Росалкогольрегулирование от 19.06.2015 № 164). Дополнительные разъяснения по ведению реализации алкогольной продукции в сельских поселениях в настоящее время отсутствуют.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Согласно новости с сайта egais.ru с 01.10.2016 в отношении электронных документов постановки на баланс продукции будут введены количественные ограничения, которые не позволят ставить на баланс большие объемы продукции, приобретенные до момента введения ЕГАИС. У нас ООО и несколько подразделений, т.е. один ИНН и несколько КПП. Сколько мы можем поставить на баланс сейчас, если до 01.10.2016 не успели сверить все остатки, известно ли точное количество бутылок (декалитров)? И ограничения устанавливаются на всю фирму или на каждое КПП индивидуально?

ОТВЕТ

Напомним, 20 апреля 2016 года ФС Росалкогольрегулирование опубликовало информационное сообщение о методологии ведения остатков продукции для розницы в ЕГАИС. Подробнее с методологией ведения остатков можно ознакомиться по ссылке: http://fsrar.ru/files/retail_stock3.pdf.

Согласно данной методологии существует два способа фиксации (постановки на баланс) в системе ЕГАИС товара, приобретенного до 01.01.2016 и не реализованного до 01.10.2016.

Способ первый. Путем составления акта постановки на баланс продукции с указанием основания «Продукция, полученная до 01.01.2016» (пункт 1.15 технической документации к УТМ версии 2.0.3, страница 33).

В этом случае остатки будут сформированы на первом регистре остатков. При этом в акте необходимо будет указать штриховые коды с марок (считать каждый акциз с каждой бутылки) и реквизиты сопроводительных документов (справки А и Б). В функционале постановки на баланс продукции в первый регистр остатков с 01.10.2016 включается ограничение количества единиц маркируемой продукции, которые будут ставиться в автоматическом режиме, до 100 единиц продукции (бутылок, марок) в месяц для одного универсального транспортного модуля (т.е. не на всю организацию в целом, а для каждого обособленного подразделения). Если в одном акте содержится больше 100 единиц, то автоматически приходит отказ из ЕГАИС. Если предприятию будет необходимо поставить большее количество продукции, необходимо будет направить заявление в адрес соответствующего территориального подразделения Росалкогольрегулирования. Далее будет осуществлена проверка легальности продукции и дано «ручное» подтверждение постановки на баланс данной продукции (в этом случае Росалкогольрегулирование рекомендует собрать сразу всю продукцию, которую требуется поставить на баланс, и отправить ее одним актом, затем с реквизитами данного акта следует обратиться в территориальное отделение Росалкогольрегулирования в регионе, контактную информацию можно найти на сайте Росалкогольрегулирования).

Способ второй. Путем составления акта постановки на баланс продукции в торговом зале с указанием основания «Продукция, полученная до 01.01.2016» (пункт 1.23.3 технической документации к УТМ версии 2.0.3, страница 51).

В этом случае остатки будут сформированы во втором регистре остатков. В акте необходимо будет указать только алкогольное наименование (алкогольный код ЕГАИС). Побутылочное сканирование и указание реквизитов сопроводительных документов в этом случае не требуется. В функционале постановки на баланс продукции во второй регистр остатков никаких количественных ограничений не предусмотрено.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
Какой штраф предусмотрен за несоответствие остатков в ЕГАИС и декларации?

ОТВЕТ

Для данного нарушения предусмотрена административная ответственность:
• согласно ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, штраф до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, транспортных средств или иных предметов, использованных для оборота алкогольной продукции;
• согласно ст. 14.19 КоАП РФ, штраф до 200 000 руб.

Напомним, что по законодательству все участники алкогольного рынка обязаны были привести остатки алкогольной продукции в соответствие к 01.10.2016 (см. документ «Ведение остатков продукции организациями розничной торговли в системе ЕГАИС (с правками от 25.04.2016»).

Контроль ведения остатков алкогольной продукции введен с 01.01.2017 и только по остаткам по маркируемой продукции.

Остатки пива и пивной продукции в ЕГАИС и в декларациях в настоящее время могут не соответствовать друг другу. Однако ФС РАР все же рекомендует поддерживать их в актуальном состоянии. Информация о том, с какого момента ФС РАР начнет требовать достоверные остатки пивной продукции, будут доведены до участников рынка дополнительно.

______________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС
ООО имеет два магазина, в марте уже установила онлайн кассы для продажи алкоголя (ЕГАИС), к 1 июля необходимо все продукты реализовывать ч/з онлайн кассы. Есть ли необходимость на продукты устанавливать еще одну кассу или можно совместить продажу продуктов и алкоголя?

ОТВЕТ

Если продажа алкогольной продукции и продуктов питания осуществляется одной и той же организацией (ООО), то приобретать дополнительные онлайн-кассы не требуется. Достаточно в уже установленные онлайн-кассы добавить перечень товаров из ассортимента магазинов. Если же продажа алкогольной продукции и продуктов питания осуществляется разными организациями (например, алкоголь — ООО, а продукты — ИП), то необходимо приобрести дополнительные онлайн-кассы.

______________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание! Данные ответы не являются официальной трактовкой нормативных правовых актов, регулирующих работу ЕГАИС, и представляют собой экспертные мнения практикующих специалистов.

В подготовке ответов принимали участие специалисты томских IT-компаний:
• «Сигма»,
• «Мегабит»,
• «Компас-Т»,
• «Комплексные услуги безопасности»,
• «Первый Бит».