Федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил Правительству продлить антикризисные отсрочки и развернуть «гильотину отчетности»
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил Председателю Правительства России Михаилу Мишустину рассмотреть возможность продления антикризисных мер поддержки бизнеса на 2021 год, а также радикально сократить число форм отчетности для бизнеса.
О продлении «антивирусных» отсрочек
«Согласно поступающим обращениям и проведенным опросам, 67 % компаний отмечают падение спроса на их продукцию/услуги, – говорится в письме Титова в адрес премьер-министра. – 40,5 % компаний ожидают, что не смогут выполнить отложенные обязательства до конца 2020 года, подавляющее число предпринимателей считают, что не менее 10-20 % всех компаний в их отрасли ждут банкротства».
При этом большинство программ отсрочек по налогам рассчитаны до конца 2020 года, кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса предоставляются максимум на полгода, мораторий на банкротства заканчивается в октябре 2020 года, напоминает Уполномоченный. Это ожидаемо может привести к всплеску дел о банкротствах предприятий и дальнейшему сжатию экономической активности с неопределенной тенденцией к восстановлению.
Чтобы дать предприятиям «реальные возможности сохранения или упрощенного перезапуска на фоне отрицательных финансовых результатов», Борис Титов предложил Михаилу Мишустину продлить действие отсрочек по налогам и взносам до конца 2021 года. Причем как для субъектов МСП из отраслей, официально признанных пострадавшими, так и для всех остальных предприятий, если их выручка за 2-3 кварталы 2020 года сократилась на 30% и более по сравнению с выручкой за 4 квартал 2019-го – 1 квартал 2020 года. То же самое продление до конца 2021 года предложено установить и для налоговых отсрочек, которые предоставляются при угрозе банкротства согласно статье 64 Налогового кодекса.
Также Уполномоченный предложил продлить кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса на срок от 3 до 6 месяцев в дополнение к тому периоду, который был уже предоставлен (при наличии заявления от заемщика).
Наконец, предложено на 6 месяцев продлить мораторий на банкротства для субъектов МСП (инициируемые по заявлению кредиторов). Либо предусмотреть упрощенную процедуру банкротства для предприятий, пострадавших от последствий коронавирусной инфекции. Для урегулирования таких банкротных дел Борис Титов предложил создать специальный институт государства («банк плохих долгов»). Его внедрение, по замыслу, должно будет обеспечить бенефициарам несостоятельных компаний возможность не ухудшать кредитные историй в связи с банкротством, списывать долги, возникших из-за форс-мажорных обстоятельств, вызванных ограничениями и иными последствиями эпидемии.
О сокращении отчетности для бизнеса
«Институт Уполномоченного поддерживает инициативы Правительства по упразднению излишних форм отчетности для бизнеса – отмену деклараций по земельному и транспортному налогам, планируемую отмену налоговой декларации для налогоплательщиков с объектом налогообложения «доходы» на УСН», – говорится в письме Титова.
Однако количество видов обязательной отчетности продолжает оставаться чрезмерным. Налоговая (от 1 до 11 форм), статистическая (158 возможных форм для разных видов деятельности), бухгалтерская, отчетность в Фонд социального страхования России (до 2 форм) и Пенсионный фонд России (до 4 форм, данные которых частично дублируются). В ряде случаев требуется представлять специальную ведомственную отчетность (например, в органы тарифного регулирования, отчеты об использовании средств долевого строительства, отчеты частных медицинских организаций в фонды ОМС, декларации об объеме производства и оборота алкогольной продукции и тому подобное).
Крупные компании только в категории статистической отчетности должны предоставлять более 1000 отчетов в год при штрафе за непредставление до 150 тыс. руб. Табель (перечень) форм федерального статистического наблюдения на 2020 год содержит более 60 отдельных дат сдачи отчетности. В рамках одного вида деятельности количество отчетных дат может доходить до 10 в год, а для многопрофильных предприятий – и более того.
Для субъектов МСП рост отчетный нагрузки происходит
скачкообразно – если микробизнесу требуется заполнять не так много форм, то малому и среднему – уже в несколько раз больше. Зачастую данные из разных форм отчетности дублируют друг друга.
Для того, чтобы сократить избыточные и дублирующие друг друга формы, Борис Титов предложил углубить межведомственный обмен информацией между ФНС России, Росстатом, ПФР, иными федеральными, региональными и муниципальными органами государственной власти. Затем на основе проведенной работы определить перечень упраздняемых (объединяемых) форм отчетности. Обеспечить возможность передачи всех видов отчетности в электронном формате. Наконец, провести аудит установленных в КоАП размеров штрафов за непредставление первичных статистических данных и иных видов отчетности и проработать вопрос их снижения в проекте нового КоАП.
Решать указанные вопросы предлагается в составе специальной межведомственной рабочей группы с участием представителей предпринимательского сообщества.
К обращению приложен перечень конкретных предложений по совершенствованию состава отчетности. Среди них, в частности, меры по упрощению нескольких видов статотчетности в связи с применением онлайн-касс; объединению нескольких форм отчетности по социальным платежам; отмены отдельных форм статотчетности по причине наличия соответствующей информации в базах ФНС.
Кроме того, Борис Титов предложил на законодательном уровне установить обязательность заблаговременной публикации любых изменений в формы и форматы предоставления отчетных данных в адрес госорганов. Определить периодичность предоставления отчетности для всех субъектов МСП для любых наблюдений – не чаще 1 раза в квартал. Установить общие (единые) даты сдачи статистической отчетности вне зависимости от отрасли. Установить 5-летний «мораторий» на подачу отчетности ИП и ЮЛ с численностью менее 15 человек в случае, если они участвовали в сплошном наблюдении. Запретить органам статистического наблюдения на практике требовать формы налоговой отчетности у субъектов предпринимательства.