Предприниматели Колпашево задали самые наболевшие вопросы бизнес-омбудсмену и главе регионального УФНС
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Валерий Падерин и глава УФНС России по Томской области Геннадий Морозов провели встречу с предпринимателями г. Колпашево Томской области. Местные бизнесмены смогли не только обратиться с жалобами, но и получить разъяснения из первых уст.
Анализ обращений, поступающих в адрес Уполномоченного, показывает, что жалобы бизнеса на действия налоговой службы в регионе входят в тройку «лидеров». Кроме того, согласно всероссийскому опросу «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в РФ», в Томской области 48% респондентов оценивают объем общей административной нагрузки на свой бизнес (в том числе налоги и иные обязательные платежи) в размере от 10% до 20% от выручки, 28% опрошенных — в размере более 20% от выручки.
В настоящее время, в связи с переходом контрольно-надзорных органов на риск-ориентированный подход (ФНС стала первым ведомством, работающим в новом формате), количество проверок действительно снизилось, при этом их тщательность увеличилась. В ряде районов Томской области конфликты предпринимателей с представителями налоговой службы и налоговая нагрузка приводят к тому, что в бизнес-среде обсуждается тема перерегистрирации предпринимателей в других регионах.
— Малый бизнес не является и не должен быть для государства источником пополнения бюджета, — убежден Валерий Падерин. — Малый бизнес — это, прежде всего, занятость граждан, которые обеспечивают заработком себя и некоторое количество своих наемных работников, вместо того, чтобы жить на государственное пособие. Кроме того, предприниматели чутко реагируют на потребности населения и готовы обеспечивать его востребованными товарами и услугами, создавая условия для комфортной жизни граждан. Поэтому было бы правильнее в нынешний период экономической нестабильности всеми способами сохранять действующий бизнес, не позволить предпринимателям уйти в «тень» или вовсе обанкротиться. Иначе через какое-то время вновь придется проводить серьезную кампанию по возвращению бизнеса из «тени».
В ходе встречи предприниматели подняли вопрос внедрения новаций в использовании контрольно-кассовой техники. Напомним, в России планируется ведение системы, при которой отчет о каждой покупке будет автоматически направляться напрямую в ФНС для контроля оборотов каждого магазина. Геннадий Морозов отметил, что такая прозрачность деятельности может являться негативным фактором для крупного бизнеса, стремящегося при высоких оборотах всеми правдами и неправдами оставаться на упрощенной системе налогообложения. Но для малых предприятий она имеет положительный эффект: ведь, если обороты видны, то и приходить с проверкой не за чем. Вместе с тем, предприниматели опасаются дополнительных расходов, как это было с введением ЕГАИС.
— Честный бизнес не боится контроля, — говорит Валерий Падерин. — Проблема при ведении новых сложных систем заключается в том, что, во-первых предприниматель обязан за свой счет приобретать оборудование и программы, а во-вторых, в период отладки сложные системы дают сбои, и административная ответственность, например, за несвоевременное предоставление сведений, также ложится на бизнес.
Особое недовольство колпашевских предпринимателей вызывает вхождение крупных торговых сетей, приводящее к оттоку покупателей и нередко — к закрытию «шаговых» магазинов. Уполномоченный отметил, что конкуренция является сильнейшим стимулом к развитию. Крупные сети имеют строго регламентированную линейку товаров и крайне инертны в ее изменении, что дает местным торговцам возможность занимать пустующие ниши и тем самым удовлетворять спрос местного населения.
С конкуренцией связана и еще одна проблема колпашевских предпринимателей. Колпашево с областным центром связывает паромная переправа. По мнению местных перевозчиков, администрация несправедливо предоставила возможность использовать оборудованный причал новому крупному «игроку». Уполномоченный взял данный вопрос на контроль.
В ходе встречи, продлившейся в общей сложности 4,5 часа, участники также обсудили особенности специальных режимов налогообложения, ценовую политику операторов электронного документооборота, электронные сервисы ФНС, позволяющие получать большое количество услуг без посещения отделения налоговой службы.