В журнале "Первый экономический" опубликована статья с мнением Уполномоченного по защите прав предпринимателей Валерия Падерина
Текст: Анна Евгеньева
«Отличная вещь, давно пора», – комментируют томские предприниматели принятие нового закона от 17.11.2014 «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Томской области».
Суть его в следующем: ни один муниципальный нормативный правовой акт (как представительного органа, так и главы муниципального образования или местной администрации), касающийся предпринимательской и инвестиционной деятельности, не будет принят без анализа проблемы, решить которую должен правовой акт, возможных альтернатив, всех возможных последствий для бизнеса, а также без учета мнения самого бизнеса, интересы которого затрагивает решение муниципалитета. Это поможет снизить административные барьеры, пре- дотвратить или, по крайней мере, уменьшить риски и издержки предпринимателей, снять избыточные ограничения и требования.
В областном центре закон начнет действовать уже с 2015 года, с 2016 года – в остальных муниципальных образованиях региона. У бизнеса появилась возможность напрямую влиять на правотворческий процесс на местах. Раньше централизованной процедуры учета мнения предпринимателей органами местного самоуправле- ния не было: деловое сообщество (где-то успешно, где-то – не совсем) пыталось донести свое мнение через депутатский корпус, Торгово-промышленную палату, Общественную палату. По отдельным правовым актам в сфере землепользования и застройки, градостроительства, благоустройства органы местного самоуправления проводили общественные слушания.
С будущего года абсолютно все документы в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности должны выноситься на публичное обсуждение в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия. Заинтересованные предприниматели могут высказать замечания, внести предложения,и их обоснованное мнение будет учтено.
Если кратко, то оценка регулирующего воздействия – это анализ финансовых и административных последствий влияния нормативных требований на бизнес. Сейчас принять участие в анализе областных нормативных правовых актов бизнесу предельно просто – на официальном сайте администрации Томской области www. tomsk.gov.ru в разделе «Открытый регион» (подраздел «Оценка регулирующего воздействия»), можно ознакомиться с документами, выставленными для публичного обсуждения, и направить свои предложения. Документы доступны для обсуждения в течение 15 или 30 дней – в зависимости от содержания нововведений. Если они касаются новых обязательств и расходов, которых ранее не существовало, то этот срок составит 30 дней, если речь идет о дополнении или корректировке – 15 дней. Пролонгация принятия акта может достигать 3-х месяцев, однако, высокое качество проекта будет с лихвой компенсировать небольшую задержку. Согласно вышеуказанному закону, аналогичный механизм должен быть внедрен и в городе Томске со следующего года.
Органам местного самоуправления предстоит огромная работа – помимо оценки проектов нормативных актов, закон также предписывает проведение экспер- тизы уже принятых документов. Таким образом, с учетом правоприменительной практики, в том числе судебной, должно быть «просканировано» всё действующее местное законодательство, каса- ющееся предпринимательской и инвестиционной деятельности. Процедура в этом случае та же: акты будут выноситься на публичное обсуждение, предприниматели смогут выразить свои мнения, в результате, нормативный акт будет скорректирован либо утратит силу.
Новый закон также может в корне изменить ситуацию отстраненности предпринимательского сообщества от процесса законотворчества и стать для него хорошим стимулом в этом плане, считают эксперты.
Представители областной администрации отмечают недостаточную активность бизнеса в регулировании правового поля. Ранее у исполнительной власти существовала практика параллельного с опубликованием на сайте проекта документа его доведения до делового сообщества. Мнения предпринимателей собирались буквально в ручном режиме, но откликов даже от отраслевых союзов было мало.
Ситуация изменилась с началом работы экспертных советов при заместителях губернатора: тогда общественность увидела возможность для системной работы, инициированной с самого «верха». Развивается участие бизнеса в законопроектной деятельности также благодаря уполномоченному по защите прав предпринимателей в Томской области.
Резонность такого участия очевидна – взять хотя бы два последних «предпринимательских» проекта областных законов, обсуждавшихся публично: «О внесении изменений в закон Томской области «О налоге на имущество организаций» и «О внесении изменений в закон Томской области о патентной системе налогообложения». По первому документу, в результате поступивших предложений, власти установили важное ограничение по площади объектов, подпадающих под налогообложение по кадастровой стоимости, – свыше 1000 кв. метров. Эта оговорка очень важна для сбалансированности налого- вой нагрузки для разных категорийпредпринимателей. По второму документу был скорректирован принципиальный параметр – потенциально возможный годовой доход, от которого рассчитывается налоговая ставка, с учетом территории деятельности. Ведь не секрет, что уровень доходности в сельской местности ниже, чем в городах и районных центрах.
Закон об оценке регулирующего воздействия не ограничивает формы проведения публичных консультаций: помимо стандартного сбора мнений в интернете, возможны переговоры муниципальных властей с заинтересованными сторонами, рассылка анкет и опросных листов и так далее. Но какой бы формат общения с бизнесом ни приняли за основу органы местного самоуправления, новый областной закон – это своеобразный «рупор», данный в руки каждому предпри- нимателю.
Дмитрий Григорьев, директор ООО «Центр внедрений»:
– Все-таки прослойка предпринимателей, в принципе, является более инициативной, и если при принятии законов и налоговых ставок будет учитываться мнение бизнеса – это, безусловно, хорошо. Вопрос в жизнеспособности этой схемы. Как бы не получилось так, что «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Станислав Урусов, директор компании «АланаМама»:
– Сегодня люди варятся в таких информационных потоках, что им просто некогда что-то специально читать о законодательстве. Если бы мне на почту приходило уведомление о том, что рассматривается новый региональный законопроект, я бы обязательно обратил на него внимание. Важно, чтобы для правильного понимания, помимо самого текста постановления, был подготовлен какой-то сухой остаток, бриф, короткое и доступное описание, потому что мало кто понимает специфическую терминологию.
Валерий Падерин, уполномоченный по защите прав предпринимателей:
– Многие предприниматели, не веря, что они могут реально воздействовать на текст документа, настроены пессимистически: «Вроде интересно, вроде нужно, но…». Тем не менее, я попытался уже первыми примерами показать, что это не так. Через несколько дней на заседании Думы будут рассматриваться два законопроекта, которые непосредственно касаются предпринимательства – «Об имуществе организаций» и «О патентной системе налогообложения». Это те самые случаи, когда, может быть, еще не все отработано, но то, что удалось получить от бизнес-сообщества на предварительных обсуждениях и донести до авторов законопроекта, оказалось очень успешной практикой. Нас услышали и изменили основные параметры законов – снизили налоговые ставки, изменили ограничения по размеру торговых площадей, которые подпадают под действие закона. Если кто-то захочет посмотреть, как проекты выглядели до вынесения на Думу и сейчас, он обнаружит два разных документа. Нам удалось донести мысль о том, что не нужно предпринимателей, особенно мелких, рассматривать как источник пополнения бюджета. Главное, что они обеспечивают занятость. Надо создавать такие условия, чтобы бизнес не ушел в тень, и люди не бросили им заниматься, как это произошло при повышении ставок платежей в социальные фонды. Чтобы получать мнения бизнес-сообщества системно и быстро, должны быть инструменты. Над их формированием мы сейчас активно работаем. Одним из таких инструментов может стать общественный совет при уполномоченном. Помимо традиционных объединений, представляющих интересы предпринимателей – «Дело- вой России», «ОПОРы России», Торгово-промышленной палаты, РСПП, мы приглашаем сюда тех, кто руководит отраслевыми общественными объеди- нениями. У нас ведь помимо тех, кто на слуху, есть, например, объединение парикмахеров, владельцев магазинов шаговой доступности. Часть отраслей просто никак не объединена. А нам хотелось бы знать мнение разных бизнес-групп. К сожалению, объединения предпринимателей появляются тогда, когда надо «против чего-то дружить». И пока есть раздражающая проблема, люди объединяются, чтобы решать общие вопросы. Какая-то другая общественная нагрузка им в тягость. Это одна из причин, по которой оперативно создать такую мобильную структуру пока не получается. Есть еще один важный инструмент в нашей работе – экспертный совет. Он состоит из высококвалифицированных узких специалистов – экономистов, юристов, которые могут рассмотреть различные вопросы профессионально и глубоко, дать всестороннюю оценку влияния нормативных актов на бизнес. И третий инструмент «обратной связи» – это общественный представитель уполномоченного на территории. Сейчас мы формируем институт представитель- ства в каждом районе области, это будут местные предприниматели, которые станут своеобразными «связными» – они помогут нам собрать информацию о том, как в районах области воспринимают тот или иной документ. Томская область очень большая, поэтому для того, чтобы понимать, какова ситуация в Первомайке, Каргаске или Северске, будет выстроена такая система.