Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Обычная версия сайта
Главная Актуальные темы «Уголок потребителя»: как бизнесу не стать жертвой мошенников

«Уголок потребителя»: как бизнесу не стать жертвой мошенников

Опубликовано:

 

Томские предприниматели жалуются на звонки псевдо-сотрудников Роспотребнадзора, которые под предлогом внеплановой проверки предлагают приобрести у них материалы, обязательные к размещению в «уголке потребителя».

По закону, ведомства не имеют права распространять печатную или какую-либо иную продукцию на коммерческой основе. Если вам поступил звонок с подобным предложением, это мошенничество.

Стоимость предлагаемого мошенниками «пакета документов», по словам предпринимателей, составляет от 2 000 рублей. Для сравнения, стоимость «жалобной книги» в книжных магазинах Томска составляет в среднем 100 рублей. Все остальные документы предприниматель может просто распечатать.

Полный перечень необходимых документов в актуальной редакции со ссылками для скачивания приведен ниже.

Какому бизнесу необходим «уголок потребителя»?

Предприятиям, которые непосредственно взаимодействует с потребителями (физическими лицами): изготавливают, продают продукцию, оказывают услуги. Например, кафе, кондитерские, ателье, парикмахерские, продуктовые и непродуктовые магазины. Также «уголок» необходим при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

Создавать «уголок потребителя» не требуется при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (исполнителя) при ее наличии.

Каким он должен быть?

Понятие «уголок потребителя» в действующем законодательстве отсутствует. Однако ряд нормативных правовых актов, в первую очередь — Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», предусматривает доведение до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации.

То есть, форму, размер и цвет «уголка» собственник бизнеса выбирает на свое усмотрение. Важно одно: «уголок» должен размещаться в зоне доступа потребителей и на нем должна умещаться вся предусмотренная законом информация.

Что обязательно должно быть в «уголке потребителя»?

1.Информация о продавце (исполнителе):

1.1. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

1.2. Копия свидетельства о присвоении ИНН.

1.3. Копия лицензии (в случае, если продавец (исполнитель) осуществляет лицензируемый вид деятельности).

1.4. Копия свидетельства о государственной аккредитации (в случае, если осуществляемая исполнителем деятельность подлежит государственной аккредитации).

2. Некоторые из нормативных актов в сфере защиты прав потребителей (в зависимости от сферы деятельности*):

2.1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». По состоянию на февраль 2019 года последние изменения в указанный закон были внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 250-ФЗ) СКАЧАТЬ >>

2.2. Правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг (выполнение работ), в числе которых могут быть:

• правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 СКАЧАТЬ >>

• правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 СКАЧАТЬ >>

• правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 СКАЧАТЬ >>

2.3. Правила оказания бытовых услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025 СКАЧАТЬ >>

2.4. Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 СКАЧАТЬ >>

* Если вы сомневаетесь в том, какие документы обязательны для вашего вида деятельности, вы можете проконсультироваться в Роспотребнадзоре: тел. 60-98-68 или у Уполномоченного по защите прав предпринимателей: тел. 909-683.

3. Иные документы

3.1. Книга жалоб (отзывов) и предложений. Инструкция о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания утверждена Приказом Минторга РСФСР от 28.09.1973 № 346. Книга жалоб (отзывов) и предложений должна быть прошита и пронумерована. Выставлять на стенде ее не обязательно, но если она хранится у продавца или приемщика, то это должно быть написано в уголке потребителя. Книга выдается по первому требованию любому желающему.

3.2. Информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (о территориальном органе Роспотребнадзора).

Управление Роспотребнадзора по Томской области

Адрес: 634021, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, 103а.

Тел. приемной: 8 (3822) 26-03-90

Время работы:

ПН, ВТ, СР, ЧТ с 8-30 до 17-30

ПТ с 8-30 до 16-15

Выходной — СБ, ВС

Обед с 13-00 до 13-45

Электронная почта: ufs@70.rospotrebnadzor.ru

Отдел защиты прав потребителей: 8 (3822) 60-98-68

3.3. Правила пожарной безопасности и план эвакуации в случае пожара. Их можно оформлять отдельным стендом, но рекомендуется объединять с уголком потребителя.

Что грозит за отсутствие «уголка потребителя»?

Отсутствие «уголка потребителя» или обязательной информации является основанием для привлечения к административной ответственности (ст. ст. 14.5, 14.8, 14.15 КоАП РФ).

Санкции: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей; на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 тысяч рублей.

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 1 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 30 000 рублей.

А что на счет проверки?

Найти себя в графике плановых проверок можно здесь:

► на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации: genproc.gov.ru,

► на сайте прокуратуры Томской области: prokuratura.tomsk.gov.ru,

► в Едином реестре проверок: proverki.gov.ru,

► на сайте Управления Роспотребнадзора по Томской области: 70.rospotrebnadzor.ru

 

Все о проверках и о том, как их пройти >>